«IT на пасеку»: на Алтае придумали, как защитить пчел от гибели, а аграриев от штрафов
На январской сессии АКЗС депутаты внесли изменения в закон «О пчеловодстве». Предполагается, что нововведения помогут разрешить многолетний конфликт интересов между аграриями и пчеловодами. Одним нужно вырастить богатый урожай, защитив посевы от сорняков и вредителей, другим — своих пчел, чтобы получить мед. Наладить диалог и упростить взаимодействие между представителями двух перспективных сельхозотраслей, взялись алтайские айтишники, предложив уникальную систему оповещения.
По старинке не работает
Согласно обновленному законодательству отныне сельхозпроизводители в средствах массовой информации должны информировать пчеловодов за 10 дней, и не позднее, чем за пять дней об обработке полей пестицидами и агрохимикатами. В объявлении необходимо указать даты предполагаемых работы, местоположение (кадастровый номер участка), наименование препаратов, удобрений, способ применения, дозировку и свойства веществ, а также рекомендуемые сроки изоляции насекомых в ульях.
До принятия поправок это правило было, но не столько конкретизировано. Этим нередко пользовались аграрии, выполняя его зачастую для галочки, например, указывая неопределенный период обработок — с мая по сентябрь.
«Вроде как уведомление есть, но конкретики никакой. Не будет же пчеловод все лето держать пчел в закрытых ульях и жать, когда же пройдут обработки или идти на риск», — говорит Павел Занин, разработчик сетевого ресурса «Полевизор».
Цель этого проекта как раз и заключается в том, чтобы объединить на одной площадке представителей двух аграрных отраслей. Одним предоставить место для размещения информации, другим дать возможность ее получить — своевременно и в полном объеме.
Для тех, кто не любит заморочек
С проектом барнаульский айтишник «вышел в поле» в июне прошлого года, захватив вторую часть растениеводческого сезона. Но как отмечает, даже за столь непродолжительный срок сервис вызвал интерес у аграриев и пчеловодов, причем не только Алтайского края, но и других регионов.
«Добросовестные сельхозпроизводители стараются максимально донести информацию до пасечников о предстоящих обработках полей: устанавливают аншлаги, делают рассылки по чатам. Но есть обязательное требование — публикация в СМИ. Как правило, это районные газеты. Но тут нередко возникают сложности со своевременной подачей, датой публикации, — поясняет автор портала, — Например, фермер, оценив предстоящие погодные условия, решает провести обработку в конкретный день, но номер районки уже сдан в печать или места для публикации нет. На нашем же сервисе данные можно внести в онлайн-режиме, в любое время и из любой точки мира».
Работая в пилотном режиме, команда учла пожелания с мест, что позволило доработать проект, сделав его еще более простым, удобным, информационно-насыщенным, но при этом заточенным исключительно под изначально поставленные задачи.
«Например, законодательство требует указывать границы от места обработки полей в радиусе 7 км. Изначально, пользователи вручную вносили населенные пункты, которые попадают в эту зону. Мы обновили функционал. Теперь программа определяет границы автоматически. Кроме того ранее занесенные данные, не нужно вводить каждый раз заново. Достаточно их скопировать и в случае необходимости обновить», — говорит разработчик.
Он добавляет, понимая, что специалисты в области информационных технологий возможно есть только в крупных холдинговых компаниях. Как правило, данные заносят сотрудники бухгалтерских служб, далекие от продвинутых пользователей интернет-рессурсов. Поэтому разрабатывая и модифицируя программу, они стремятся максимально упростить ее использование, так чтобы она была понятна, как выразился Павел: «Даже тем, кто не хочет заморачиваться».
Для пчеловодов все еще максимально проще. Им не нужно даже регистрироваться на портале. Зайдя, они могут посмотреть календарь обработок, где указаны даты, место проведения, препараты, которые аграрии будут использовать, их влияние на пчел и скорректировать размещение пасек. При желании, есть возможность подключить систему оповещения, и получать информацию на телефон. При этом уже вошло в практику, когда один пользователь с помощью мессенджеров массово информирует коллег по муниципалитету.
Площадка для переговоров
Усовершенствуя «Полевизор» разработчики стремятся сделать его не только информационной площадкой, но и порталом, на котором можно наладить деловые контакты. Так в рубрике «Пчелоброкер» пасечник размещает объявление о том, что хотел бы поставить улья, например, на гречишном поле, а сельхозпроизводитель, заинтересованный в опылении полей с помощью пчел, как раз готов предоставить подходящий участок. Далее они могут оговорить все детали, в том числе и по графику обработок полей и быть на прямой связи весь период сотрудничества.
Собеседник говорит, что анализировал случаи гибели пчел от агрохимикатов и пришел к выводу, что основная причина не столько в возможностях оповещения, а сколько в не желание сельхозпроизводителей и пчеловодов взаимодействовать друг с другом.
«Мы предоставляем площадку для информирования. Другой вопрос, как ей воспользуются аграрии и пасечники, насколько добросовестно каждый из них подойдет к вопросу безопасности пчел. Все же ключевую роль, на мой взгляд, играет взаимодействие и умение договариваться. Надеюсь, наш сервис станет некой площадкой для обмена контактов и взаимовыгодного сотрудничества», — заключает он.
Добавим, сервис «Полевизор» вошел в ТОП-10 рейтинга Всероссийской AgroTech-премии в номинации «Лучший цифровой сервис для сельского хозяйства». Проект поддерживает Минсельхоз Алтайского края, есть заинтересованность в его продвижении и у аграрного сектора других регионов страны.
Еще больше интересного читайте на Алтай-агро dzen.ru