О чрезмерном контроле со стороны надзорных органов за сельхозпроизводителями на Петербургском международном экономическом форуме высказался генеральный прокурор РФ Игорь Краснов. Он отметил, что многочисленные проверки мешают нормально работать. Инициативу поддержала Всероссийская Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств. Что думают об этом алтайские аграрии.
Проверка пожарной безопасности. Фото: МЧС России
Бьют по пустому карману
Известный в крае аграрий, руководитель сельхозпредприятия «Колос» Локтевского района Сергей Бенслер, считает, что в каждом деле, в том числе в надзоре, должна быть логика.
В качестве примера он привел ситуацию, с которой часто сталкиваются аграрии при строительстве производственных объектов: складов, мехтоков, зерносушилок. Прежде чем приступить к стройке, замечает он, сельхозпроизводители разрабатывают проект, проходят череду согласований с различными органами и, только получив разрешение, приступают к строительству.
«А потом выходит очередное постановление, и выясняется, что нарушено какое-нибудь новое требование. И все приходится переделывать, тратить на это большие деньги, которых сейчас у аграриев просто нет. Перед нами государство ставит задачу производить дешевую и качественную продукцию, и при этом бьет по и так пустому карману», – подчеркивает собеседник.
Чтобы колбаса была из мяса
Он признает, что в чем-то нужно усилить контроль, причем на всех этапах производства продуктов питания: от поля до прилавка. Например, у закупщиков зерна в приоритете пшеница 5-го, а не 3-го класса, из которой можно получить качественную муку, имеющую хлебопекарные свойства. Поэтому хороший хлеб, с его слов, сейчас в магазине найти невозможно. То же самое касается кисломолочной и другой продукции.
Бенслер добавляет, что очень серьезно аграриев беспокоит размах теневого бизнеса, который вовсе оказывается бесконтрольным. К теневикам надзорные органы не едут, проверок не проводят, в отличие от тех, кто работает по стандарту.
«Да, я согласен с тем, что рынок нужно сделать прозрачным. Но это необходимо делать разумно, а не доводить до абсурда, — говорит он. — Например, наше предприятие смогло выделить ресурсы, чтобы ввести две дополнительные штатные единицы. Это люди, которые занимаются ведением электронной отчетности в полеводстве и животноводстве. Но большинство фермерских хозяйств такой возможности не имеет, и фермеры вынуждены обращаться в сторонние фирмы, неся не только дополнительные затраты, но и риски».
По словам Сергея Бенслера, все надеются, что цифровую отчетность сделают более простой и понятной, но пока этого так и не произошло. А вот особого эффекта лично он в ней не видит.
«Как фальсифицировали продукцию, которая доходит до потребителя, так и фальсифицируют. Вот здесь и нужно усилить контроль. Чтобы колбаса была из мяса, творог и сметана – из молока», – подчеркивает собеседник.
Еще одна тема, которую поднял аграрий, – это оформление сопроводительных документов на экспорт продукции, а именно тарифы, которые выставляют службы.
«Приведу такой пример. На одну голову племенного скота в Монголию у нас ушло более 23 тыс. рублей, — рассказывает Бенслер. — Это уже четверть ее стоимости. Да, страна-импортер диктует свои требования, мы готовы их выполнять. Но давайте копнем глубже. Тарифы на исследования и оформление документации принимают в России. А в связи с сокращением поголовья сократилось количество обращений, и затраты на содержание лабораторий и служб раскидывают на тех, кто сохранил это направление».
Исследования гороховых полей. Фото: Алтайский филиал ЦОК АПК
Навоз и ядерные отходы
Руководитель сельхозпредприятия «Брюкке-Агро» Немецкого национального района Петр Боос в списке ключевых проблем во взаимоотношениях с надзорными органами назвал контроль за обращением с побочными продуктами жизнедеятельности животных, проще говоря, с навозом.
«Нам повезло. У нас был старый котлован, который переделали под навозохранилище и зарегистрировали его. Но в крае единицы животноводческих предприятий, которые смогли решить этот вопрос», — говорит Боос.
На строительство нового котлована, по его подсчетам, нужно порядка 30-50 млн рублей. Сегодня аграрии не в том финансовом положении, чтобы тратить такие бешеные деньги.
«Почему бы, как раньше, не компостировать навоз и не вносить его в пашню? У нас же выходит, что его приравняли к ядерным отходам. Это уж точно, на мой взгляд, перебор», — отмечает собеседник.
Мы же не бандиты
Председатель регионального Союза крестьянских (фермерских) формирований, руководитель компании «Агро-Спектр» Михайловского района Никита Кожанов считает, что надзорные органы должны быть для аграриев вспомогательным, а не карающим инструментом.
С его слов, нагрузка на аграриев действительно высокая и ее нужно снижать. А деятельность надзорных органов должна сводиться не к сбору штрафов и предписаний, а в первую очередь — к помощи сельхозпроизводителям, чтобы они строили свое производство в цивилизованной плоскости.
Экспертиза сельхозпродукции. Фото:Алтайский филиал ЦОК АПК
«Мы же не бандиты, чтобы осознанно нарушать закон. Часто происходит так, что какой-то пункт в резко меняющемся законодательстве бывает упущен, и нарушение происходит не специально, а потому, что не успели отследить. И у нас было такое. В итоге – трата денег, времени и нервов», — считает руководитель фермерского Союза.
Еще один собеседник, Виктор Косач, руководитель крестьянского хозяйства «Енисей» Новичихинского района, говорит, что давно не сталкивался с какими-то серьезными карательными мерами со стороны надзорных органов.
«Бывает, присылают предостережения, но это нормально. Так должно быть. Их работа должна носить не карательный, а вспомогательный характер. Если что-то делаем не так – подскажите, поправьте. Человеку вообще свойственно ошибаться, особенно когда в законодательстве все так стремительно меняется, что мы не успеваем все отслеживать, запоминать и делать», — говорит Косач.
Российские фермеры сходятся во мнении, что генеральный прокурор дал ясный сигнал контрольно-надзорным органам о необходимости снижения количества проверок аграриев, и это будет способствовать укреплению экономики и развитию сельского предпринимательства. В том числе росту крестьянских (фермерских) хозяйств и увеличению производства отечественной сельхозпродукции.