Как барнаульский конструктор сельхозтехники совмещает работу и спорт
По будням главный конструктор «РУФ-2» Илья Скобкарев проектирует за компьютером сложную сельхозтехнику. А по вечерам и выходным он — эндуро-гонщик класса Gold. Молодой специалист рассказал, как интеллектуальный труд и гоночный азарт помогают ему в работе и жизни.
Делать то, чего нет ни у кого
На «РУФ-2» Илья с 2015 года. Предпосылки к тому, что он сядет в кресло главного конструктора, были еще в школе: делал контрольные по черчению всему классу, а вместо рогатых рожиц на полях выводил редукторы. Уже в университете занялся компьютерной графикой. Успешного студента на олимпиады просили больше не посылать — все выигрывал.
Сейчас у Ильи работа сидячая. За компьютером он занимается максимально творческим делом: придумывает и проектирует сельскохозяйственные машины и механизмы, а также создает новые технические решения. Его главная задача — делать то, чего нет ни у кого.
«Мы что-то между научным институтом и сельским хозяйством. Иногда я дорабатываю аналоги, делаю так, чтобы ничего не ломалось — все из российских комплектующих. Подобным и до санкций занимались, просто теперь вопрос стал острее. Конечно, у Китая покупать проще. Просто идеальный подход, если совершенно не думать о завтрашнем дне. Наш путь тяжелый, но правильный», — уверен инженер.
Железный вдохновитель
В разработке чего-либо с нуля конструктор опирается на предпочтения сельскохозяйственных работников: «А вот бы сделать так-то».
«И мы пробуем. Анализируем существующие аналоги, если они есть, изучаем проблемы. Обсуждаем, разрабатываем техническое задание — и поехали», — объясняет Илья.
Работа может занять от пары дней до пары лет. Например, бортовую весовую систему довели от идеи до запуска за пятилетку.
«Иногда я проектирую какой-то элемент и понимаю, что решение, которое я нашел, такое себе, — объясняет конструктор. — Можно сделать, но будет работать не так эффективно, как могло бы. Трудозатратно, металлоемко. Не фонтан. Откладываю».
Озарение может прийти через месяц и в совершенно неожиданном месте. Например, за рулем автомобиля. Но чаще мотоцикла. Во время тренировки в лесу. Он поясняет, что имея дело с техникой, понимает, почему изнашивается тот или иной механизм, как можно решить проблему. То же самое с шинами — сколько их перервал! Опытным путем сделал наработки и вместе с барнаульским предприятием разработали качественные шины для сельскохозяйственной техники, которые выдерживают высокие нагрузки. Раньше их заказывали за рубежом».
Гонка-наука
Но и знания конструктора помогают ему в хард-эндуро — это езда на мотоцикле с преодолением сложных, чаще всего природных препятствий. Главным фактором своих побед и преимущества перед соперниками Илья называет хорошо подготовленную технику.
К каждой трассе, грунту и погоде нужно подбирать подходящую резину, настраивать подвеску, регулировать давление в шинах и т. д. Даже в разгар гонки наш спортсмен может остановиться и спустить или подкачать колесо до нужного уровня.
«Я владею этими знаниями и могу настроить мотоцикл идеально. Грубо говоря, везет на финиш сам. Не нужно бороться и тратить силы, например, пытаясь вылезти из грязи, из-за плохой подготовки, — говорит Илья. — В гонках Sea to Sky в Турции одним мотоциклом занимается целая команда. А гонщик просто спит и набирается сил. У нас уровень попроще, каждый сам все готовит».
Первое эндуро-соревнование у конструктора было в родном Тягуне пять лет назад. Он иронично называет его гонкой местной водокачки: всего девять участников.
«Думал, почему бы не прокатиться? Ну, приеду последним и приеду, — рассказывает Илья. — Но никто мне не объяснил, что газ не обязательно выкручивать. В общем, второго еще 40 минут ждал на финише. А он мастер спорта по мотокроссу. Все думали, что я сзади где-то еду».
Через неделю Илья отправился на вторую гонку в Новосибирск. Но там уже был чемпионат Сибири, поэтому приехал «всего лишь» четвертым. Скромничает: «Класс был, конечно, простой. В любом случае прикольно. Так как я понимаю суть процесса, прогресс пошел быстро. Грех бросать».
Полный хард
Грунтовая дорога, грязь, колея, камни, обрывы, сваленные деревья — все это попадается на состязательном маршруте спортсменов. Если пропустишь намеченный участок с препятствием — добавят штрафное время.
Недавно Илья выиграл гонку «Гравитация» в Чемале. 30 км он прошел за 4 часа 12 минут. Средняя скорость немного больше, чем у пешехода — 10 км в час.
«Это был реально хард. По горам, с препятствиями. Трасса высшего уровня, она одна такая в Сибири — достаточно длинная и трудная, — объясняет собеседник. — Некоторые спортсмены ехали восемь часов. Стартовали 24 человека, до финиша добрались только семь. Это нормально: если больше половины не доезжают, значит трасса хорошая».
Ничего страшно травмоопасного в эндуро нет, если не выключать голову, говорит Илья. Обычно до финиша не доезжают по двум причинам: у 30% спортсменов ломается техника, 70% — просто сдаются, добавляет он.
«Вся прелесть эндуро в том, что ты не просто в газ давишь. Тут есть тактика. Нужно думать, как преодолеть препятствие, как настроить мотоцикл, чтобы легко их проходить. Целая наука, — говорит спортсмен. — У меня нет задачи убиться и выиграть. Мне нужно ехать технично и безопасно. Рисковать я не буду. Лучше протащу на себе мотоцикл — и он будет цел, и я»
Вернусь и доеду
Илья никогда не сходил с дистанции. Если что-то случалось, доползал принципиально. Закончить гонку хотелось только раз — в прошлом году на «Тропе зайца».
В начале первого круга на камне прорезал прочнейшее колесо. «Сделать это было в принципе невозможно, но у меня получилось», — иронизирует собеседник.
А впереди еще семь часов езды. Много сил потратил, чтобы дотянуть круг. Далее подлатал колесо, но все равно понимал, что положение не поправил — а уже темнеет.
«Не сошел только потому, что встретил организатора: сказал, что через 10 минут трек закрывают. В таких случаях места считают по позициям на треке. Доезжаю до следующего КП, а нам гонку продлили. Пришлось дойти до конца. Третий финишировал через час после меня. Трасса была самой длинной — два круга по 34 км. Как сказал один спортсмен, нельзя так с живыми людьми!» — смеется Илья.
«Мокрая миля» в Геленджике закончилась, когда нашему собеседнику оставалось ехать всего 200 метров до финиша. То есть час езды. Гонка выглядела так: почти все время прыгать по большим скользким камням, пока в тебя бьет поток воды. Амбиций победить в этом состязании у конструктора не было.
«Здесь участвовали лютые спортсмены, которые почти жили в этом ручье, — говорит он. — Закончил гонку 13-м из 48. Как будут время и возможности, вернусь и доеду до конца. Просто ради тренировки: разобрать, как нужно было делать».