«На санях не проедешь»: Казахстан введет запрет на ввоз пшеницы любым транспортом

Проект приказа «О введении запрета на ввоз пшеницы автомобильным, водным и железнодорожным транспортом» подготовило Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.  Он предусматривает ограничительные меры в отношении третьих стран и из стран Евразийского экономического союза.

Отгрузка зерна. Фото: Zakon.kz

Предполагается оставить ввоз пшеницы железнодорожным транспортом для птицеводческих и мукомольных предприятий, но исключительно для производства и потребления. Однако ее нельзя реализовывать на внутреннем и внешних рынках.

Запрет не будет распространяться на пшеницу в рамках железнодорожных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Республики.

Разработчики законопроекта объясняют эти меры тем, что на внутреннем казахстанском рынке есть достаточные запасы продовольственного и фуражного зерна.

«В 2023 году было собрано 12,1 млн тонн пшеницы. С учетом объемов переработки и отгрузки на экспорт наличие зерновых на 1 марта составляло  11,5 млн. тонн. Кроме того  продовольственная корпорация осуществила прямой закуп 350 тысяч тонн фуражного зерна, — сказано в пояснительной записке.

Отмечено, что зерно, поступающее из России, приводит к снижению спроса на внутреннем рынке и падению цен. По данным Казахстанского оператора железнодорожной сети (КТЖ), в январе 2024 года из РФ по железной дороге завезли 174 тыс. тонн пшеницы. Это на 35% больше чем в 2022 году (127,8 тыс. тонн).

Рост импорта, утверждают казахстанские эксперты, усугубляет проблему сбыта неклассной пшеницы. Отсутствие рынка сбыта приводит к ухудшению финансового состояния отечественных сельхозпроизводителей и ставит под угрозу проведение посевной кампании 2024 года.

Проект размещен для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА» до 26 марта 2024 года.