Рыжик масленичный уже активно возделывают в различных регионах России. Недавно ее стали выращивать в Омской области и на Алтае. Масло из этой культуры применяют в гражданской авиации в качестве биотоплива, потребность в котором, по прогнозам экспертов, к 2050 году может достигнуть 36,8-57,5 млн тонн. О преимуществах и специфике культуры рассказали специалисты Алтайского филиала «Центр оценки качества продукции АПК».
Биотопливо. Фото: motorpage.ru
Неприхотлив и морозоустойчив
Специалисты отмечают, что рыжик обладает впечатляющей устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям — как к морозам, так и к засухе. Особенно привлекательным для аграриев является тот факт, что в отличие от подсолнечника, он бережно потребляет питательные вещества из почвы, не истощая ее ресурсы.
Благодаря природной защите от вредителей и болезней, культура не требует обработки химикатами, что существенно снижает затраты на ее выращивание. Рыжик отлично вписывается в существующие схемы севооборота и демонстрирует высокую урожайность.
«Растение демонстрирует впечатляющую устойчивость к неблагоприятным условиям. Яровой рыжик успешно произрастает на слабозасоленных супесчаных почвах и хорошо справляется с засухой. Его всходы поразительно морозостойки — выдерживают температуры до -12°C. Вегетационный цикл длится от 66 до 90 суток, причем в северных регионах этот период становится короче, — отмечают в Алтайском филиале ФГБУ «ЦОК АПК»
Последние годы неприхотливая культура активно распространяется по регионам России. Особенно активно ее возделывают в Татарстане, Башкортостане, а также Саратовской, Оренбургской и Ростовской областях. Недавно рыжик начали выращивать в Омской области и на Алтае. Развитие сдерживает ограниченный сбыт.
Топливо для самолета
Ситуация меняется благодаря переходу гражданской авиации на экологичное топливо из масла рыжика. Первопроходцем в этой области стала компания Lufthansa, которая с 2011 года ежегодно потребляет 7,3 млн тонн такого дизеля с 2011 года. Эксперты прогнозируют рост спроса на биотопливо в гражданской авиации к 2050 году до 57,5 млн тонн.
Поля с рыжиком. Фото: aerosol72.ru.
Особую привлекательность рыжиковому маслу как сырью для биотоплива придает его соответствие экологическим стандартам ЕС и требованиям Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов.
В мире существует всего три растения, пригодных для производства биотоплива второго поколения — синтетического биокеросина. Среди них лидирующие позиции в европейском регионе занимает рыжик. Альтернативами являются ятрофа, произрастающая на территориях Африки, Индии и Юго-Восточной Азии, а также водоросли, добываемые в Американском и Австралийском регионах.
Ситуация противоречивая
«Однако масштабное производство биокеросина требует колоссальных ресурсов — для выработки одного миллиона тонн топлива нужно обработать вдвое больше рыжикового масла, что в свою очередь требует 4,5 миллиона тонн исходного сырья. Такой объем можно получить только при условии возделывания 4-5 миллионов гектаров земли под рыжик. Именно сложности с регулярными поставками необходимого количества сырья являются причиной того, что ни один крупный авиаперевозчик не перешел на постоянное использование этого вида топлива», — уточняют специалисты.
Семена рыжика. Фото: vrubcovske.ru
В мировой практике рыжиковое масло находит широкое применение: его используют как компонент диетического питания, сырье для производства олифы, а также в медицинской и парфюмерной отраслях. Альтернативным источником для получения керосина могут служить масла из пальм и рапса, однако их обработка требует значительно больших финансовых затрат.
Российский рынок рыжика сталкивается с противоречивой ситуацией: внутренний спрос на культуру пока не развит, а объемы производства недостаточны для серьезного экспорта. Выход на европейские рынки дополнительно осложняется необходимостью получения сертификации — процедуры, требующей существенных временных и денежных вложений.