Эксперты рассказали, как сложится рынок реализации выращенного урожая
Посевные площади в России и в Алтайском крае продолжают сокращаться и перекраиваться в сторону более экономически выгодных для аграриев сельскохозяйственных культур. Это в очередной раз подтвердили выступившие на форуме «Зерно Сибири» ведущие эксперты зернового рынка. В своих докладах они обозначили нынешнее состояние отрасли и сделали прогнозы с учетом урожайности, спроса и цены на сельхозпродукцию.
Участники форума «Зерно Сибири».
Фото организаторов форума
Ситуация предсказуемая
Форум собрал более 150 участников, представляющих различные компании зерновой отрасли.
«Уборочная еще в разгаре. На большей части России она уже завершена. В этот период мы можем узнать предварительные балансы по европейской части России и по мировому рынку, проанализировать их. Это отличная возможность понять, какие перспективы, какие опасности нас ждут», — сказал в приветственном слове президент Союза зернопереработчиков Алтая, председатель совета директоров Сибирского Зернового консорциума, генеральный директор компании «Грана» Валерий Гачман.
Традиционно оценку зерновому рынку России и в Сибири в частности, дал директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. В своем докладе «Старт и перспективы зернового года 2025-2026» он акцентировал внимание на сокращении посевных площадей под зерновые, которые в целом по стране упали на 5%, а по Алтайскому краю – на все 11%.
Эту ситуацию он называет закономерной. Цена, пошлины, квотирование сыграли в этом плане свою роль, и сельхозпроизводители стали массово перекраивать посевы.
Но несмотря на сокращение площадей, Сибирь вновь демонстрирует рекордную урожайность по зерновым. Но вот цены, которые предлагает рынок, а они, со слов Петриченко, уже ниже прошлогодних, явно не вызывают интереса к этой культуре у аграриев.
«Пшеницу 4-го класса элеваторы опустили до 9 рублей, пятого класса – до 8 рублей. Если из этой цены отнять доставку и НДС, то остается 5,6 рубля. Мы уголь покупаем по такой цене», — прокомментировал ситуацию директор «Алтайской продовольственной компании» Александр Балаков.
Ценники под вопросом
Аграрии последние несколько лет делают ставку на масличные, но «выстрелят» ли они – покажет урожайность, качество и рынок, в первую очередь экспортный. Например, для переработки подсолнечника в Алтайском крае не хватает собственных мощностей, и сельхозпроизводителям, скорее всего, не стоит рассчитывать на ту цену реализации, которая складывалась на прошлогодний урожай, когда «подгорел» юг России.
«Индекс маржи переработчиков подсолнечника в уходящем сезоне был безобразно низким. Они давали очень высокую цену за подсолнечник-сырье в соотношении цен, по которым реализовывали масло и шрот. Низкая рентабельность приводит к закрытию предприятий, а соответственно, к снижению внутреннего спроса на сырье. Это нездоровая ситуация», — считает Петриченко.
директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. Фото организаторов форума
Что касается рапса, то, по данным эксперта, цена на него начинает подниматься. Это, скорее всего, связано со слабыми темпами его уборки в Сибири. Позитивные ценовые прогнозы он дал относительно сои. Они связаны со снижением мировых запасов и повышением спроса. Плюсом возвращается импорт Китая, который составляет 60% по поставкам.
«По скромным подсчетам, Россия произведет 1 млн 630 тыс. тонн масличного льна. Это рекорд урожая 2022 года. «Встает вопрос: куда все это девать? Сможем ли мы выполнить этот экспортный потенциал? Россию ожидает мощный профицит льна, и сложно сказать, как его переварит рынок», — отмечает Петриченко.
Главный производитель масличного льна в стране – это Сибирский федеральный округ – более 500 тыс. тонн. Алтайский край производит 235 тыс. тонн.
«То, что цена на эту культуру в Сибири уже упала на 30 тыс. рублей, – это естественная реакция. Она еще пойдет вниз. Насколько будет лен рентабельным – вопрос. Однозначно уже не будет 40-45 тыс. рублей, которые были в хорошие времена», — считает эксперт.
Сядем на горохе
С обзором ситуации с чечевицей, горохом, нутом и другими бобовыми культурами, на которые аграрии также делают ставку, на форуме выступил руководитель RussianPulsesAnalytics Сергей Плужников. Свой доклад он начал с рынков, которые потеряла Россия, причем не по ее инициативе.
«Отвалился европейский рынок – это около 500 тыс. тонн. В ЕС Франция становится производителем гороха номер два, уступив Германии. В 2023 году почти 900 тыс. тонн чечевицы покупала Турция. Но не стоит рассчитывать, что это только наш рынок сбыта, и они от нас никуда не денутся. Денутся. Если упустим контакт, пойдут в Канаду, Казахстан и другие страны, поскольку рынок очень конкурентный», — отметил эксперт.
Он добавил, что Канада из года в год производит 2,5 млн тонн чечевицы. Австралия имеет перспективу собрать 1,7 млн тонн красной чечевицы.
Участники форума «Зерно Сибири».
Фото организаторов форума
«Реалии в том, что против нас на чечевичном рынке играет команда жестких профессионалов. Этот бой будет тяжелым. Нужно играть в командную игру», — призвал Плужников.
Одна из ключевых проблем, повлиявшая на цену, с его слов — это переизбыток производства зернобобовых, в том числе гороха. В 2023 году урожай этой культуры составил 4,7 млн тонн, в том сезоне вывезли 3,1 млн тонн гороха.
«Но тогда был огромный провал в Канаде по всему – пшенице, гороху, рапсу и льну. Это был подарок для всех. Тогда был мощный экспорт. Будет ли реально отэкспортировать сейчас столько, сколько нужно? Вряд ли. Значит, будут большие переходящие запасы гороха, это будет давить на цену. В прошлом сезоне она поднялась до 22-26 тыс. рублей за тонну, а сейчас упала до 15-16 тыс. и реально дальнейшее снижение», — ранее отмечал Петриченко.
Что у соседей
Важную роль в цене и экспорте сельхозпродукции для всей Сибири играет ситуация в соседнем Казахстане. О том, какой урожай зерновых ожидается там, рассказал представитель Зернового союза Республики Евгений Карабанов.
Из его доклада следует, что посевные площади под пшеницей в Казахстане уменьшились на 6,1% (на 800 тыс. га), под ячменем – показали небольшой рост. Зато отмечен резкий рост посевных под бобовыми (в 1,6 раза) и под масличными (на 45%).
Прогноз урожайности хороший, не меньше уровня прошлого года, причем по всем культурам: зерновым, бобовым, масличным. Хотя, добавил Карабанов, как и в Сибири, многое зависит от погоды. Убран уже 41% посевов, собрано 9,6 млн тонн. Средняя урожайность по зерновым 14,6 ц/га. «В 2024 году большой урожай привел к активизации экспорта, — отметил эксперт. — Дальние транзитные направления субсидировались. Общая сумма субсидий составила 40 млрд тенге, это позволило вывезти 1,6 млн тонн.
Участники форума «Зерно Сибири».
Фото организаторов форума
Появились такие направления по пшенице, которых не было давно или не было вообще: Алжир, Норвегия, Марокко, Нидерланды, Вьетнам. Рекордный объем ушел в Азербайджан. На сегодня по экспорту мы уже подходим к рекорду 2022-2023 годов. Наша оценка экспорта пшеницы и всей муки в зерновом эквиваленте в 2024-2025 маркетинговом году – 11,9 млн тонн, в том числе пшеницы — 7 млн 700 тыс. тонн».
Карабанов признает, что в Казахстане собрано много пшеницы с низкой клейковиной и белка. В большой массе – это фураж. Так что будет потребность в качественной пшенице. А во второй половине сезона мы увидим импорт фуражной пшеницы. В целом импорт из РФ в текущем маркетинговом году Зерновой союз Казахстана оценивает в пределах 1,5 млн тонн.