Не засорять экспорт

Алтайский эксперт рассказала, какие сорняки могут привести к разрыву отношений с импортерами

Межполитическая обстановка последних лет заставила аграрный рынок переориентироваться. Это касается не только изменения географии продаж, но и требований к поставляемой импортерам продукции. Ключевую роль здесь играет ее фитосанитарное состояние. Об основных угрозах и о том, как их избежать, рассказала во время часа консультаций на Дне сибирского поля, заместитель директора алтайского филиала Центра оценки качества продукции АПК Ирина Лапшина.

Пшеница, Фото: Дмитрий Лямзин.

Недооценивают проблему

Партия зерна, зараженная карантинными сорняками или вредителями, может привести к потере репутации и партнеров по экспорту. По представленной региональным ЦОК АПК статистике, за последние годы существенно ухудшилась фитосанитарная обстановка в целом по России и в Алтайском крае, в частности. Только за два года в два раза увеличились площади, зараженные карантинными сорняками. А с 2023 года по 2024 год – в 10 раз.

«Это недобрый звонок, говорящий о том, что мы можем потерять стабильных крупных импортеров, таких как Китай. Эта страна предъявляет достаточно жесткие требования к продукции АПК, и это может напрямую отразиться на дальнейшем партнерстве», — говорит специалист Центра.

В 2024 году управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай провело анализ полей. В результате были обнаружены сорняки, некарантинные для Российской Федерации, но карантинные для стран-импортеров российского зерна. Среди них бодяк полевой, вьюнок полевой, гречишка вьюнковая, ежовник обыкновенный, марь белая, осот, пырей ползучий и горчак ползучий.

На последнем Ирина Лапшина акцентировала особое внимание. Горчак ползучий очень быстро захватывает большую территорию, имеет мощную корневую систему, при этом главный корень проникает вглубь на 10 метров. Зараженное им зерно не пропускают страны-импортеры. Так, этой весной Казахстан уведомил, что к ним поступило алтайское зерно, зараженное сорняком.

Россельхознадзор

Ослабили контроль

«Проблема заключается в том, что мы должны работать в этом направлении в связке с сельхозпроизводителями. На деле выходит так, что наши специалисты проводят проверки, объезжая поля, пока не наткнутся на очаг. А аграрии, зная о нем, скромно молчат. Не везде есть понимание всей глубины проблемы и со стороны исполнительной власти. На местах этим вопросам уделяют мало внимания, не доносят информацию, что необходимо совместно бороться с карантинными сорняками, и тогда все будет во благо», — подчеркнула Лапшина.

Такой подход к вопросу приводит к тому, что импортеры выносят предписания, а то и вовсе разворачивают зараженную продукцию назад, а поставщики терпят убытки. Крайней мерой может стать и закрытие границ.

Лапшина считает, что причина роста очагов заражения сорными растениями кроется еще в 2010-х годах, когда страна вступила в ВТО. Тогда был ослаблен контроль за ввозимой в Россию из других стран сельхозпродукцией и семенами.

Обработка полей. Минсельхоз РФ

«Убрали вторичный досмотр по месту получения груза. А это была очень действенная мера защиты, когда перед высевом делался контроль посевного материала. Так к нам, например, попал паслен трехцветковый, который имеет североамериканское происхождение. Горчак – можно сказать, наш родной, азиатский. Распространение шло из Казахстана и южных районов края», — уточняет специалист.

Все карантинные сорняки трудноискоренимые, они устойчивы к препаратам, у них нет естественных врагов. В России в такой перечень входит 249 объектов, в Китае же – 436. Это говорит о том, что страна очень требовательна к фитосанитарным требованиям к ввозимой продукции.

Часть сорняков уже прижились на алтайских полях и для наших аграриев стали привычными, но обнаружение их в продукции, ввозимой в другие страны, в ту же Китайскую Республику, может создать угрозу для дальнейших взаимоотношений.

Остановилась эксперт на важных моментах, соблюдение которых позволит избежать негативных ситуаций. Это касается обработки полей средствами защиты растений, доработки зерна в зернохранилищах, обеззараживания складов от фитосанитарных вредителей, которые являются также не только угрозой для урожая, но и экспортного потенциала страны.

Куда и сколько

Всего, по данным алтайского филиала ЦОК АПК, за первые 6 месяцев 2025 года местные сельхозтоваропроизводители отправили за рубеж более 1,6 тыс. тонн продукции растительного происхождения: зерна, продуктов его переработки, фуражных грузов, растительных масел, лекарственного сырья, семян и т.д.

Хорошую динамику по отношению к прошлому году показали зерновые и зернобобовые культуры (сырье) — 487 тыс. тонн против 467 тыс. тонн в первом полугодии 2024-го (+4 %).

Наибольший интерес иностранные покупатели проявили к алтайской сое (135 тыс. т, +88 %), гречихе (128 тыс. т, +31 %), чечевице (12,5 тыс. т, +44 %), кукурузе (10 тыс. т при лишь 231 т в первой половине 2024). Основной покупатель местной гречихи — Китай (125,5 тыс. т). Япония приобрела 2 тыс. тонн этого зерна.

Большая часть сои уехала в Казахстан (43,5 тыс. т) и в Беларусь (32 тыс. т). У чечевицы самая широкая география экспорта. Основной объем экспортирован в Иран (7 тыс. т), а также в Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Турцию. Кукурузой же интересовался лишь Казахстан.

Алтайская пшеница хоть и теряет позиции в поставках за рубеж, ее из региона вывезено 140,5 тыс. тонн. Главный покупатель — Казахстан (115 тыс. т), а также Кыргызстан и Китай. Вьетнам тоже купил 4 тыс. тонн пшеницы, хотя годом ранее не проявлял к ней интереса.