Мешками и ведрами. Почему в аграрном Алтайском крае нет нормальной картошки

Несмотря на весьма пригодные природно-климатические условия, регион не в состоянии обеспечить себя картофелем – в магазинах лежит иностранный, а местного не очень много. Altapress поговорил об этом с заведующим кафедрой плодоовощеводства АГАУ, доктором сельскохозяйственных наук Николаем Колпаковым.

Николай Колпаков. Фото: Алтапресс.

Каждую весну потребители не устают удивляться ценникам на картофель. В этом году цена взлетела более чем на 50%. На прилавках магазинов красуются клубни из Китая, Египта и Ирана, а наша привычная картошечка, которой торгуют бабушки с ведерками, и вовсе многим не по карману.

В начале разговора Николай Колпаков приводит цифры, которые говорят о том, что производство картофеля в Алтайском крае не только не растет, но и заметно падает.

Так, согласно данным Алтайкрайстата, в 2011 году регион выращивал 830 тыс. тонн картофеля, в 2021 — уже 434 тыс. тонн. В прошлом сезоне еще меньше — 403 тыс. тонн. Прошлогоднее снижение урожайности  было связано в первую очередь с погодными условиями и сказалось на переходящих остатках.

При этом основные производители «второго хлеба» — это население (до 80-82% от общего объема производства), которые производят продукцию для себя, а осенью часть урожая реализуют мешками, сетками и ведрами на овощных базарах.

Есть в регионе, пусть и не так много, как хотелось бы, и предприятия, занимающиеся выращиванием этой культуры в промышленных масштабах. В основном они сосредоточены вокруг городов — в Первомайском, Павловском, Косихинском, Рубцовском районах.

Из крупных производителей картофеля в Алтайском крае можно назвать компании «Сатурн-2», «Русский овощ», «Алтайагро» и другие. Успешно работает по производству раннего и семенного картофеля КФХ Черенкова.

Но, как демонстрируют прилавки магазинов, имеющихся ресурсов крайне недостаточно, чтобы обеспечить себя собственным картофелем. И такая ситуация не только в Алтайском крае, а в целом по стране. При этом наш регион по России в этом плане выглядит еще довольно неплохо.

Причин такому положению дел, отмечает Колпаков, несколько. Это нестабильность рынка сбыта, отсутствие гарантий, что выращенный урожай уйдет по рентабельной цене, отсутствие достаточного объема картофелехранилищ и, как следствие, волатильность стоимости продукции в течении года.

В отличие от населения, которое сажает и выкапывает картофель, вооружившись лопатами и ведрами, промышленные предприятия прошли процесс техперевооружения. На их полях работают специализированные машины, которые заметно ускоряют и упрощают процесс. Но, как и любое производство, картофелеводство требует обновления парка техники, на что нужны оборотные средства, так же, как на строительство сортировочных пунктов, современных хранилищ и прочего.

На промышленное овощеводство, как и другие сферы сельскохозяйственной деятельности, распространяются меры государственной поддержки. Но, как отмечает собеседник, этот сектор не столь приоритетен, как зерновое производство, поэтому и помощь заметно скромнее, а собственных средств недостаточно, чтобы иметь удовлетворительную рентабельность в условиях растущих цен на ГСМ, средства защиты, запасные части и другие сопутствующие любое производство затраты.

Цифры

В среднем на долю населения в общем валовом сборе овощей приходится 75,5%, КФХ и ИП занимают 13,15%, сельхозорганизации выращивают 11,33% овощей открытого грунта.