«Мимо маржи». Почему алтайские аграрии могут потерять доходность от выращивания рапса
Красноярские фермеры направили в Минсельхоз России коллективное письмо, в котором указывают на то, что введение 30% пошлины на экспорт рапса ставит под большой вопрос целесообразность выращивания этой культуры. Ситуацией озабочены и сельхозпроизводители Алтайского края, где в последние годы шло активное увеличение посевных площадей под эту культуру.
Приняли к рассмотрению
«Мы производим около 500 тысяч тонн в Красноярском крае, а перерабатывается по данным прошлого года 35 тысяч тонн. Переработки нет, и сейчас переработчики уже предлагают цену, равную нашей себестоимости. Как только предложение на рынке еще увеличится, цена упадет, и мы будем вынуждены продать свою продукцию ниже себестоимости, зафиксировать убытки, получить просрочки по лизинговым платежам», — высказался в СМИ соучредитель одного из сельскохозяйственных предприятий в Красноярском крае Павел Вернейчик.
Портал «ProZerno» опубликовал ответ из Минсельхоза страны, в котором сказано, что в дальнейшем ведомство планирует решить вопрос об освобождении от уплаты повышенных пошлин для рапса, выращенного в субъектах России, где есть дефицит перерабатывающих мощностей.
«В случае поступления соответствующего обращения от Правительства Красноярского края Минсельхоз РФ готов рассмотреть принятие такой меры для данного региона», — говорится в письме.
Плюс затраты, минус доходность
Напомним, Алтайский край по данным Аналитического центра компании RUSEED занимает второе место в списке ключевых регионов по выращиванию рапса. По прошлому году прирост составил 38%, всего посеяно 297,7 гектаров. Как отмечал председатель алтайского «Агросюза» Александр Чеботаев, в последние несколько лет экономика многих региональных сельхозпроизводителей, учитывая стабильно низкие цены на зерновые, складывалась именно за счет масленичных культур. Введение 30% пошлины на экспорт рапса, считает он, может свести на нет доходность этой культуры.
«Пошлина вводится в двух случаях: когда существует дефицит продовольственной культуры и когда при экспорте сельхозпроизводители или трейдеры получают сверхприбыль. В данной ситуации не прослеживается ни то, ни другое, — отмечает Чеботаев, — Прежде чем принимать такое решение, нужно было посмотреть баланс. На сегодняшний день только в Алтайском крае тройной профицит масленичных. То есть мы не можем сами переработать весь выращенный объем. Отправка на заводы Центральной части России — это серьезные логистические затраты учитывая железнодорожные тарифы».
Соответственно экспорт рапса, как и других масленичных культур, считает руководитель алтайского «Агросоюза», наиболее оптимальный вариант для сибиряков. Учитывая сложившуюся ситуацию в растениеводческой отрасли, на которую помимо низких цен на зерно негативно влияют жесткие погодные условия, было бы логично поддержать сибирские регионы беспошлинным экспортом этой культуры.
Бизнес, ничего личного
Исполнительный директор регионального Союза крестьянских (фермерских) формирований Александр Вайс добавляет, что введение пошлины скорей всего заставит алтайских сельхозпроизводителей следующей весной вновь перекроить севообороты. И такие качели, которые выбивают почву из под ног, вообще характерны для сельскохозяйственной отрасли.
«Так уже было по льну. Культура очень трудоемкая, затратная, мы не умели, но научились ее выращивать. Цена упала, посевные площади серьезно сократились, — говорит Вайс, — Что будет с рапсом, покажет время. Сейчас не вижу выгоды ни от пошлинного экспорта, ни от продажи переработчикам, которые предлагают цену исходя из рыночной. А видя, что продукцию некуда девать, будут еще и занижать ее, что уже в принципе происходит. Как говорится: бизнес, ничего личного».
Он сомневается, что Правительство страны и Минсельхоз РФ пойдет на уступки Сибирякам. Впрочем, добавляет, что тему нужно и важно поднимать, а не замалчивать.