«Покромсали планы»: Бийские фермеры готовят коллективный иск в суд, чтобы сохранить право пользования землей
Аграрии Бийского района бьют тревогу, опасаясь потерять земельные участки, которые они годами возделывали на правах арендаторов. Многие из них уже получили отказы от муниципальных властей в продлении договоров аренды. Основанием послужили вступившие с 1 января 2023 года изменения в закон Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», устанавливающие минимальный и максимальный размеры пашни из государственного и муниципального фонда.
Не бейте фермера по рукам
«Ситуация плачевная», — так коротко охарактеризовал возникшую проблему с продлением срока аренды земли фермер Александр Петров. В 2007 году он взял в аренду пашню, которую добросовестно обрабатывал, регулярно продлевая право пользования. Но когда подошел очередной срок подписывать документы, в районной администрации получил отказ. Власти, с его слов, сослались на изменения в краевом земельном законодательстве. Теперь он как фермер может претендовать только на 25 гектаров земли сельхозназначения из муниципального фонда.
«Сельское хозяйство — не быстрый процесс, — рассуждает бийский аграрий. — Более 10 лет мы вкладывали в землю, наращивали производственные объемы, закупали технику, в том числе в кредит. Были серьезные планы дальнейшего развития, а теперь нас буквально бьют по рукам, заставляя сворачивать производство».
Он добавляет, что ему предлагали принять участие в аукционных торгах. Но он к этому относится скептически. После того, как аукционы стали проходить в электронном формате, выиграть в них небольшому сельхозпроизводителю практически нереально, поскольку конкурировать приходится с крупными агрохолдингами, желающими урвать лакомый бийский кусок пашни.
Фермер рассказывает, что со слов его коллег из других районов, процесс перестройки под новое законодательство идет не так болезненно. Властям и аграриям удается договариваться, находить компромисс. Бийские же чиновники, говорит Александр Петров, даже не пытаются войти в положение, ссылаясь на букву закона.
«Главы районов, с кем я общался, прямо говорят, что, если загубят на этом этапе фермерство, можно забыть о деревнях. Ведь пока есть предприятие, там теплится жизнь. Не будет его, село умрет, — говорит Петров. — Мы все местные. Я здесь родился, вырос, всю жизнь работаю. Конечно, мне не безразлична судьба родной деревни. Чем могу, помогаю муниципалитету: то дороги почистить, то свалку убрать, то траву покосить. Не будет нас, к кому они станут обращаться? В Москву? Сомневаюсь, что там захотят решать наши местечковые проблемы».
Ни ответа, ни привета
Его коллега Владимир Жданов через аукцион взял несколько десятков гектаров пашни. Торгов тогда, вспоминает, как таковых не было, потому что не нашлось больше претендентов на землю, где стояли заброшенные дачные участки. Несколько лет потребовалось фермеру, чтобы привести эту неудобицу в порядок: разобрать заброшенные домики, убрать фундаменты, постройки, выкорчевать деревья и кустарники.
«Когда пришел в райадминистрацию продлевать договор аренды, мне отказали, — поделился Жданов. — Попытался напомнить, сколько сил, труда, денег вложил, чтобы привести эту землю в порядок. Но это никто во внимание не берет. Не положено — вот и весь ответ. Писал в местную прокуратуру, в краевую. Везде отказ. Даже президенту письмо отправил. Ни ответа, ни привета».
Собеседники акцентируют внимание на том, что они не просят новых участков. Просто хотят оставить за собой те, что уже возделывают, на которые имели приоритетное право. Пока их договоры аренды действительны — до истечения срока, который подходит к концу. Но есть огромные сомнения: удастся ли на этих пашнях провести следующую посевную или она уйдет другому арендатору. Не найдя поддержки на месте, они намерены обращаться с коллективным иском в мировой суд, в надежде, что Фемида, в отличие от районных властей будет на их стороне.
Предпосевной сюрприз
А вот Евгений Заозеров, директор сельхозпредприятия «Катунь» предполагает, что ему все же придется договариваться с новыми арендаторами, чтобы те выделили ему либо пашню, либо выкупили поголовье коров, которые есть на содержании хозяйства.
О том, что договор аренды с ним признан недействительным, аграрий узнал буквально накануне нынешней посевной. Полевые работы из-за расторжения договора пришлось отменить. Руководитель «Катуни» надеется, что запасов фуража и сена хватит, чтобы прокормить животных предстоящей весной. Если не хватит, придется докупать. Но пустить коров под нож, говорит, рука не поднимается.
«Планировали увеличить поголовье до 600 голов, как раз из расчета тех посевных площадей, которые обрабатывали. Готовили документы на участие в федеральной программе, хотели взять технику в лизинг, — вспоминает руководитель. — Но нас загнали в тупик. Понимаю, в сельском хозяйстве идет глобализация, что властям интересней, если в район зайдут крупные инвесторы с большими деньгами. Непонятно, почему интересы тех, кто годами работает на бийской земле, остаются без внимания».
Что на это отвтла администрация
Бийские власти в официальном ответе на запрос редакции напоминают, что 1 января 2023 года вступили в силу изменения в закон Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения». Согласно им статья 2 дополнена частью 6, устанавливающей максимальный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в 25 гектаров.
«Если у индивидуального предпринимателя в аренде уже есть земельные участки и их площадь в совокупности превысит 25 га, то в предоставлении без проведения торгов заявителю отказывается. При этом у него сохраняется право участия в аукционах», — отмечено в письме
Чиновники признают, что в районе есть случаи, когда первоначально земельные участки в аренду предоставляли без проведения торгов с нарушением установленного порядка. Важным условияем является отсутствие других заявителей (пункт 8 статьи 10 Закон № 101-ФЗ). О том, что будет проходить аукцион уполномоченный орган обязан известить других возможных участников, чтобы не ограничивать конкуренцию. В противном случае предварительно заключенный договор аренды, а также все иные договоры, заключенные с нарушением этого порядка, будут считаться недействительными.
«В 2023 году предметом рассмотрения арбитражного дела было требование индивидуального предпринимателя признать недействительным заключенный в 2016 году договора аренды земельного участка. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций договор поддержали истца, а договор аренды недействительным. Судьи пришли к выводу, что был нарушен порядок предоставления земельного участка из-за отсутствия публичного извещения, что ограничило конкуренцию», — поясняют бийские власти.
Они дополняют, что в настоящее время на рассмотрении арбитражного суда Алтайского края находится еще одно дело, по результатам рассмотрения которого будет дана оценка законности заключения еще трех договоров аренды земельных участков.