Производство оборудования для хранения и использования жидких удобрений: опыт молодого алтайского машиностроителя

Четыре года назад барнаулец Александр Ваганов с нуля открыл новое производство растворных узлов для жидких минеральных удобрений Nitrogen. Все началось с того, что его спросили: «Сможешь такое сделать?» Он смог. Затем была пандемия, санкции, мобилизация и много других передряг. Но молодой машиностроитель остается на плаву и даже уверенно смотрит в будущее.

Александр Ваганов. Ирина Пергаева

“Технологии шагают вперед”

— Сельхозмашиностроение сейчас называют чуть ли ни самым перспективным направлением алтайской промышленности. Чувствуете это?

— Наше направление достаточно специфическое — это не привычная почвообработка. Мы занимаемся производством оборудования для хранения и использования жидких удобрений, что в последнее время становится все актуальнее.

Технологии шагают вперед, в том числе и по причине изменения климата. Запасов влаги в почве становится меньше, удобрения — дороже, сельхозпроизводители начинают считать деньги.

Весь набор операций по обработке земли предприятия уже освоили. Дальше следует забота о питании и защите растений — как раз наш сектор.

В Алтайском крае началась посевная кампания. Дмитрий Лямзин

В этой части сельхозпроизводителям еще есть, куда расти.

— 2022 год был шоковым для российской экономики. Уход иностранных компаний вы сейчас оцениваете, как плюс или минус?

— С точки зрения поставки комплектующих, все вопросы мы закрыли. Из Европы к нам поступали в основном насосы. Однако потом выяснилось, что они совсем не европейские.

Оказалось, что это — японская компания, только зарегистрированная в Италии. Комплектующие на самом деле выпускались в Китае. Были вопросы по запчастям для электрошкафов, но мы быстро подыскали достойные замены — также в Поднебесной.

Производственный цех компании «Нитроген». Ирина Пергаева

В целом, иностранных компаний-конкурентов на российском рынке не было и до санкций, поэтому никаких изменений не произошло.

“Спрос на продукцию снизился”

— Если говорить о финансах, то в 2022 году исполнительный директор Союза промышленников Алтая Виктор Мещеряков говорил, что производители сельхозтехники и оборудования живут чуть ли не в шоколаде. Это так?

— Действительно, с точки зрения финансовых показателей 2022 год был интересный. При этом он оказался по-своему сложным, так как резкий рост выручки — не всегда благо. Для обеспечения возросшего спроса необходимы люди, которых надо где-то найти и обучить.

Сейчас спрос на продукцию снизился, приходится думать, чем этих людей занять. Такая парадигма — «то пусто, то густо» — только мешает нормальному развитию. Кажется, Столыпин говорил: «Дайте государству двадцать лет покоя, и вы не узнаете нынешней России». Нам этого покоя сильно не хватает.

Посевная кампания. Дмитрий Лямзин

— В прошлом году на экспертном совете ИД «Алтапресс» сельхозпроизводители говорили, что закупились техникой на ближайшие два-три года. Поэтому могут спокойно сэкономить на этой статье расходов. Чувствуете насыщение?

— У нашего направления большой потенциал, однако есть одно «но». Покупку нашего оборудования сельхозпроизводители пока осуществляют по остаточному принципу.

Фермер не может не пахать — ему нужен трактор в любом случае. Однако в силу ограниченности денежных средств он может не вносить жидкие минеральные удобрения.

Образно говоря, есть хлеб, молоко, картошка — продукты первой необходимости, а есть высокая кухня. На рынке сельхозтехники мы относимся как раз к «высокой кухне». К ней прибегают тогда, когда на предприятии уже есть свой масштаб и технологии.

Производственный цех компании «Нитроген». Ирина Пергаева

Ситуация в сельском хозяйстве складывается по принципу «кто владеет технологиями, тот рентабелен». А технологии — это материалы плюс инструменты. В этом уравнении мы как раз отвечаем за инструменты.

— Как вы оцениваете оснащенность алтайских предприятий вашим видом техники?

— Если брать всю линейку техники, то это около 20%. По некоторым продуктам, например, узлам автоматической дозации и установкам по подготовке воды, только начинаются пробы.

— Хотите сказать, что раньше таких технологий вообще не было?

— Раньше на них никто не обращал внимание. Ведь были времена, когда мы не знали, что такое кулеры и спокойно пили водопроводную воду. Сейчас мало кто пьет воду из-под крана.

Александр Ваганов. Ирина Пергаева

То же самое с рабочими растворами. Раньше для их приготовления брали воду даже из болот. Сейчас приходит понимание экономии. Представим, что литр гербицидов обходится в 2 тыс. рублей. При условии, что вода качественная, можно потратить всего тысячу.

«Все требуется в комплексе»

— У Алтайского края достаточно серьезные показатели по производству сельхозтехники в России. По почвообрабатывающим агрегатам, например, 57% от общего производства в стране. В вашем производственном секторе возможно лидерство?

— Конечно. В России не так много серьезных компаний, которые выпускают оборудование для хранения и внесения жидких удобрений. Помимо нас их, пожалуй, две — в Подмосковье и Пензе. Это те предприятия, которые развиваются и предоставляют комплекс услуг.

Все понимают, что клиент не покупает только один продукт, ему важны и другие составляющие: скорость поставки, качество товара, сервис.

Производственный цех компании «Нитроген». Ирина Пергаева

Это, как в ресторане, куда мы идем не только ради еды. Нам важна атмосфера, хорошее обслуживание, время подачи блюд. То же самое и в сельхозмашиностроении — все требуется в комплексе.

— Как бы вы оценили свою позицию на рынке?

— В пятерку сильнейших точно входим (смеется). Если серьезно, по выручке я бы поставил нас на второе место в России.

Я даже рад, что после бурного роста мы вышли на определенное плато. Это позволяет нам спокойно «отполировать» наш серийный продукт — растворный узел для приготовления жидких удобрений и заняться чем-то более серьезным.

Сейчас упор делаем на разработку новой линейки. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы помогают улучшить уже имеющиеся модели и создать совершенно новые.

Производственный цех компании «Нитроген». Ирина Пергаева

— Это будет какая-то супертехнологичная новинка? Можем раскрыть секрет?

— Есть крупные холдинги, площади пашни у которых составляют по 100 тыс. га и более. В силу таких масштабов часто возникают проблемы по приготовлению рабочих растворов — химию воруют, технологии нарушаются, процессы занимают длительное время и требуют большего количества сотрудников.

Растворный узел для приготовления жидких удобрений, при условии его усовершенствования, позволяет многие из этих проблем решить. Например, наладить поточную дозацию, автоматизировать процесс распаковки канистр и так далее.

Есть примеры подобного оборудования в США, но в нашем случае, взять их образец и переделать под себя не получится. Американская Coca Сola, переделанная по алтайскому «рецепту», тут не получится.

Посевная. vestikavkaza.ru.

«Нет средств — сапоги сварил и на этом все»

— У производителей сушильного оборудования есть явная взаимосвязь: дождливая осень — всплеск продаж. На вашем рынке есть нечто подобное?

— Есть фактор засухи. Мало влаги — плохо, много влаги — тоже ничего хорошего. У нас же иногда выходит, что влаги должно быть много, а ее нет.

В этой фазе, сколько удобрений растению ни давай, в условиях засухи они все равно работать не будут. Поэтому многие сельхозпроизводители отходят от внесения сухих удобрений и переходят на жидкие.

— Какие еще факторы важны? Деньги?

— Да. Если влага в почве есть, а денег у фермера нет, удобрения он все равно не купит. Это, как вкусный суп сварить: для начала нужна вода, потом мясо, картошка, морковь, приправы. Нет средств — тогда, условно говоря, сапоги сварил и на этом все.

В Алтайском крае началась посевная кампания. Дмитрий Лямзин

«За 10 лет мир сильно изменился»

— Что в вашем случае главный залог успешных продаж — хороший сайт, сеть дилерских центров? А, может быть, «сарафанное радио»? Один ваш коллега говорит, что чуть ли ни каждую неделю водит делегации по своему производству, и это серьезно помогает.

— Все, что вы перечислили, работает в комплексе. На первом этапе должен быть сгенерирован трафик — поток потенциальных покупателей, которым наш продукт интересен. Они, проходя мимо, должны нас заметить. Тут работают все инструменты маркетинга.

Дальше идут продажи, которые я считаю настоящим искусством. Потом история переходит в исполнение обязательств, когда в работу включается производственный цех.

— День сибирского поля вы считаете продающей выставкой? Она вам помогает?

— Я был на подобных выставках в разных уголках России и могу сказать, что наш День поля действительно один из лучших. Для участников это мероприятие — не дорогое и продуктивное — большое количество посетителей едет со всей страны.

Трудовую деятельность начинал в банковской сфере инвестиционным консультантом. Затем был опыт преподавания в педагогическом университете.
Несколько лет занимался строительством инженерных сетей тепло- и газоснабжения, а также возведением частных домов. В 2019 году создал производственную компанию Nitrogen, которая стала заниматься выпуском оборудования для производства жидких удобрений. Александр Ваганов является ее генеральным директором.